В 1988 году в Барнауле был создан кооператив с говорящим о роде его деятельности
названием — «Керамика». Предприятие, целью которого стало возрождение бытовавших ранее промыслов на Алтае по художественной керамике, выпускало вазы, кашпо, панно.
Раскопки на поселении Турина гора Алтайского края свидетельствовали о том, что
еще в железном веке на этом месте люди изготавливали керамику. Археологами были найдены останки животных, орудия труда древнего человека, а также фрагменты традиционно орнаментированной и неорнаментированной керамики. У мастеров кооператива «Керамика», специализирующихся на выпуске художественной
продукции, изначально появился интерес к архаичной культуре и искусству древних
народов Сибири— тюрков, алтайских скифов, а также к традиционному искусству
современных алтайцев, сохранившему архаичные корни.
Название «Турина гора» стало не только фирменным знаком предприятия, оно отразило стилевую ориентацию промысла и дало ему неповторимое лицо.
Более 40-ка художников трудятся на промысле «Турина гора».
Созданное художником-керамистом изделие — это не только творение рук
человеческих. Соавтором является еще и стихия огня, наравне с мастером созидающая
художественный образ из древнейшего на земле материала. Обогащение фактуры вазы, панно, скульптуры происходит путем сопоставления различных материалов на одной поверхности ангобов, глазурей, солей металлов, их сочетание с графикой ритмичного орнамента, процарапанного в черепке. Пластический лепной декор, украшая вещь, становится продолжением его формы, усложняя силуэт. Глина — пластичная, податливая, отвечающая на любые творческие импульсы мастера, вступая в союз с огнем, выходит из-под контроля и подчиняется стихии высоких температур. Огонь не только скрепляет форму изделия. Он рождает эффекты, полностью непрогнозируемые даже самыми искусными мастерами-керамистами. Любое изделие из глины дважды проходит испытание огнем. Утильный обжиг закрепляет форму при t 800 градусов, которая не обрела еще окончательный вид, затем художник декорирует изделие солями, ангобами, глазурями — ей предстоит еще один обжиг при t 1200 градусов и только тогда огонь завершает произведение.
Еще одна традиция промысла — архитектурные и природные пейзажи. Росписи ваз,
блюд, чайных и кофейных наборов, кружек, плакеток, панно, светильников, пасхальных яиц и колоколов изображают знакомые, милые уголки старого Барнаула, Москвы, Санкт-Петербурга, существующие и, увы, уже исчезнувшие архитектурные памятники, дорогие сердцу картины русской природы. Пейзажный мотив, обретя самодостаточность в работах туриногорцев, стал по своим колористическим качествам соперничать с масляной живописью. Ангобы, эмали и глазури, подчиняясь интуиции художника, доверяющего стихии огня, как соавтору, спекались в столь живописных сочетаниях, что возникала полная иллюзия живописи на керамической основе. Это пример виртуозного владения технологией росписи по керамике.