История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.

В 1830 году производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические кованые подносы, украшенные цветочной росписью.

Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.

Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы.

 

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

В настоящее время характерной особенностью в развитии фабрики является использование практического опыта и теоретического знания, сформировавшиеся за много лет под влиянием старой школы и традиций «лакирного» дела, мастерское владение всеми видами техник, серьезное отношение к необходимости кропотливого изучения специфики предварительных технических операций в сложном процессе подготовки подноса к росписи. Серьезное внимание уделяет художник последовательной разработке эскизов разных цветочных композиций. Художник достаточно точно стремится передать особенности и красоту каждого растения — садовых, полевых цветов, травинок и веточек.

Сегодня декоративная живопись Жостово находится на подъеме. Это не означает, что в жизни фабрики нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации. Жостову подражают, пытаются подделываться под стиль, и даже авторские манеры художников. Коллектив, работающий на фабрике, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих «творческую копилку» мастеров. Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством заражают молодых, что способствует наследованию мастерства новыми поколениями, открывает пути дальнейшей жизни промысла

За 200 лет существования промысла было создано более 150 форм знаменитых жостовских подносов, каждая из них обладает идеально выверенными пропорциями. После шлифования и грунтовки подносы лакируют, а затем начинается многоступенчатый процесс росписи: «замалевкой» художники раскидывают пятна цветов, «тенежкой» размечают их темные части, а в самом конце расставляют блики.

Постоянный поиск и творческая инициатива мастеров делают традиционный художественный промысел современным и востребованным. Жостовская роспись теперь наносится не только на металл, но и на папье-маше, керамику, стекло и даже кожу. Ассортимент «Жостовской фабрики декоративной росписи» растет и изменяется с учетом актуальных тенденций, сегодня сказочными букетами украшают стеклянные новогодние шары, подарочные пасхальные яйца, фонари, зеркала, часы, вазы и многое другое.